Меню

Достопримечательности Белоруссии

  • 0.0 Рейтинг
  • 334 Просмотра

Несвижский замок

 

 

Дворцово-замковый комплекс, находящийся в северо-восточной части города Несвижа в Минской области Беларуси. В XVI—XIX веках — центр Несвижской ординации и резиденция её владельцев из рода Радзивиллов.
Весь комплекс внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 2005 года).

История

В начале XVI века прежние владельцы Несвижа Кишки построили деревянный замок на месте Старого парка, севернее современного замка. После перехода Несвижа под власть Радзивиллов замок был перестроен. Предположительно, это произошло в 1547 году по инициативе Николая Радзивилла Чёрного и по проектам голландских военных инженеров. На гравюре Несвижа Томаша Маковского начала 1600-х годов деревянный замок ещё существует, но называется он «домом старосты»; до сегодняшнего дня это сооружение не сохранилось. 7 мая 1583 года Николай Радзивилл Сиротка заложил каменный замок южнее деревянного. Именно этот день традиционно считается датой основания замка.
Каменный замок представлял собой прямоугольник примерно 170 на 120 метров. Он соединялся с окрестностями с помощью единственного деревянного моста, который разбирался в случае опасности, а также с помощью нескольких тайных входов-выходов. Замковые валы были насыпаны из земли и глины, а достигавшие 22 метров в ширину рвы первоначально были сухими из-за того, что уровень реки Уши был на несколько метров ниже их. С обеих сторон рвы укрепили кирпичными стенами толщиной до 2 метров и высотой до 4 метров. Для улучшения условий обзора и обстрела противника по наружному периметру рва построили дорогу (гласис), а перед замковыми воротами устроили дополнительные редут (равелин) и ров шириной до 8 метров и глубиной около 2 метров. Одновременно началось создание сети гидротехнических сооружений. Сначала русло реки Уши расширили, а землю использовали для увеличения высоты мыса над рекой и заболоченной низиной, где строился замок. Впоследствии с помощью системы дамб и плотин были созданы пруды, а поднявшийся уровень воды позволил подавать её в замковый ров.

Архитектор строительства неизвестен. Сохранившийся проектный план дворца (центрального сооружения) иногда приписывают Джованни Бернардони (строитель костёла Божьего Тела), однако иезуитский архитектор специализировался только на культовых сооружениях и не строил замки. Кроме того, Бернардони прибыл в Несвиж через три или четыре года после начала строительства. Поэтому в современной историографии Бернардони не считается наиболее вероятным проектировщиком и руководителем строительства; вместо него называют инженеров из окружения короля Стефана Батория или французских архитекторов.

К началу русско-польской войны 1654—1667 годов в замке располагалось 28 пушек. Два из четырёх орудий калибра 20-24 фунта (лучшие пушки в замке) были расположены на западном бастионе и прикрывали это самое опасное направление. Их главной задачей было уничтожение артиллерии противника, в то время как для поражения живой силы наступающих войск предназначались небольшие орудия (фальконеты калибром 1-4 фунта). Бо́льшая часть пушек была отлита в самом замке, некоторые привозились из других крепостей.
Во время войны 1654-1667 годов замок выдержал две осады русских войск, в 1654 и 1659 годах (по другим данным, в 1655 и 1660 годах). Во время первого взятия города российские войска штурмовали и замок, но безуспешно. Тем не менее, дворцово-замковому комплексу был нанесён большой урон. Ещё в 1658 году многие комнаты на верхних этажах дворца оставались повреждёнными, а на восстановление замковых валов Радзивиллами выделялись крупные суммы. Вскоре, однако, российские войска вновь захватили город и штурмовали замок, но снова не сумели его взять[.
К 1660-м годам относят усиление укреплений замка в духе староголландской фортификационной школы по наработкам архитектора и военного инженера Теофила Спиновского, хотя его первоначальный проект был реализован не в Несвиже, а в Слуцке. Предполагается, что именно в этот период появились новые треугольные бастионы, которые ещё отсутствуют на гравюре Томаша Маковского начала XVII века.
В 1706 году во время Северной войны город и замок стали целью Карла XII, который намеревался уничтожить владения всех магнатов, поддерживавших Августа II. Для захвата Несвижа были посланы три батальона драгун под командованием подполковника Юхана Траутветера и майора Спенса. Перед этим отряд Траутветера занял Негневичи, Кореличи и Мир. В городе в это время стояли 2000 казаков полковника Михаила Миклашевского (писатель и краевед XIX века Владислав Сырокомля называет его Михаловичем). Штурм города начался 14 марта. После того, как драгуны Траутветера ворвались в город, завязались уличные бои, и шведы заставили собравшихся на рыночной площади казаков отступить. В стычке погибло около 300 казаков вместе со своим полковником. Около пятисот казаков заперлись в помещениях иезуитского коллегиума, другие заняли дома и оттуда вели обстрел шведов. Поскольку Траутветер не имел крупнокалиберных орудий, единственным способом справиться с занявшими коллегиум и городские каменные постройки казаками был поджог города. Из-за отсутствия артиллерии также не состоялся штурм замка. Не имея возможности занять замок, Траутветер отступил к основным шведским силам. После победы над российскими войсками под Клецком Карл XII со своими главными силами подошёл к Несвижу. К началу мая в замке находилось лишь 200 человек гарнизона, из которых менее сотни были опытными солдатами. Тем не менее, замок был хорошо укреплён, а его комендант Балиман (в отсутствие Кароля Станислава Радзивилла он руководил защитой замка) намеревался держать оборону. Однако под давлением страдавших от войны шляхты и местных жителей комендант принял предложение Карла XII о капитуляции. Это была первая в истории замка сдача. Шведы разрыли рвы, взорвали укрепления и бастионы, утопили 21 пушку и уничтожили большую часть вооружения. По другим данным, однако, большинство пушек были затоплены шведами позднее в реке Лахва, а в замковом рву шведы затопили только несколько пушек и ручное огнестрельное оружие. Возможно, некоторые пушки могут до сих пор находиться на дне рва или в прудах. Самые лучшие пушки шведы забрали с собой (одна из них до сих пор хранится в Королевском музее артиллерии в Стокгольме), а некоторые переплавили и продали металл местным евреям. В течение двух недель шведские военные инженеры уничтожали укрепления замка и города.

Только в конце 1720-х гг. началась реконструкция замка. В 1758 году была торжественно освящена дворцовая часовня.
В 1792 году во время войны против польских конфедератов замок сдался русским отрядам под командованием И. Е. Ферзена и Л. Л. Беннигсена.
В 1812 году владелец замка Доминик Иероним Радзивилл (11-й несвижский ординат) выступил на стороне французской армии во главе 27-го уланского полка. После присоеденения к Наполеону Доминик Радзивилл больше никогда не был в Несвиже. После отступления Наполеона Адам Чарторыйский предлагал Доминику вернуться в Россию и покаяться перед императором, но он отказался. 11 ноября 1813 года он умер после смертельного ранения в бою. 13-16 июля 1812 года в Несвиже находился Жером Бонапарт, а в замке временно расположился его штаб (главная квартира). Когда армия Наполеона начала отступление из России, Доминик Радзивилл направил письмо управляющему замком Альберту Бургельскому с указанием спрятать все родовые сокровища. 30 ноября в город вошёл полк Карла Кнорринга из корпуса С. А. Тучкова. Местные жители (предположительно, еврейская община) рассказали о богатствах Доминика Кноррингу. Полковник начал допрашивать Бургельского, желая узнать, куда он спрятал сокровища. В это же время в город приехал Тучков, по приказу которого слуг Радзивиллов начали избивать, чтобы узнать, куда были спрятаны сокровища. В конце концов, Бургельский показал Кноррингу и Тучкову, где он спрятал сокровища Радзивиллов. Тучков попытался присвоить часть богатств себе, но об этом стало известно командующему Дунайской армией П. В. Чичагову, который потребовал от Тучкова вернуть драгоценности. Тем не менее, сокровища всё же были вывезены из замка специальной комиссией на десяти бричках. Коллекции монет и медалей (в общей сложности 12 209 штук) попали в Харьковский университет, религиозная утварь — в Москву, но основная часть вывезенных предметов попала в императорскую коллекцию и в Эрмитаж. Местонахождение ещё 60 пудов разных ценностей не выяснено. В 1812 году владения Радзивиллов были секвестрованы российскими властями, в мае 1813 года подверглись конфискации.
Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего началось его расширение и строительство собственно комплекса: Замковый парк, Старый парк, Японский сад, Новый парк, Английский парк. Общая площадь всего комплекса к 1939 году составляла около 90 гектаров.
В 1921 году в замок вернулся 16-й несвижский ординат Альбрехт Антоний Радзивилл, который пытался восстановить былой статус замка. Однако из-за сложной экономической обстановки он был вынужден продать часть богатой коллекции оружия XV—XVII веков. В различные музеи Польши были переданы замковые пушки. В 1926 году княжеский замок посетил премьер-министр Польши Юзеф Пилсудский, в 1929 году — президент Польши Игнацы Мосцицкий. После начала Второй мировой войны замок стал прибежищем для многих Радзивиллов со всей Польши, которые надеялись переждать войну здесь. Расквартированный в Несвиже 27-й уланский полк был отправлен на фронт, и 17 сентября Красная армия заняла город и замок без единого выстрела. Находившиеся в замке Радзивиллы были арестованы и вывезены в Москву, но в 1940 году благодаря вмешательству итальянских аристократов им было позволено выехать в Италию, а оттуда — в Англию. После установления советской власти находившиеся в замке ценности были разделены и переданы различным музеям и учреждениям АН БССР, а само здание замка передано автодорожному техникуму.
Во время Великой Отечественной войны замок практически не пострадал. 28 июня 1941 г. в нём располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.
Во времена СССР в комплексе располагался санаторий «Несвиж», подчинявшийся НКВД/КГБ, затем — Четвёртому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и, наконец, управлению «Межколхозздравница». Во время подчинения санатория Минздраву БССР санаторий был рассчитан на 175 мест (3 тысячи человек в год), в том числе действовало клиническое отделение на 25 лет для лечения больных, перенёсших тяжёлые заболевания. В санаторий направляли людей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата.

Реставрация

После распада СССР комплекс перешёл под опеку Министерства культуры Беларуси, после чего началась реставрация.
В ходе реставрации выяснилось, что по причине недочётов строителей замка, в частности, из-за избытка дымовых ходов в стенах, кладка стала непрочной; в некоторых случаях пришлось разбирать старые стены.
Завершить реставрацию замка планировалось в начале 2012 года, но реставрация закончилась только летом того же года. Официальное открытие состоялось 20 июля 2012 года.
Пик посещения дворцового ансамбля туристами приходится на выходные дни. Из-за этого в субботу и воскресенье образуются очереди, и экскурсии вынужденно проводятся за 60-90 минут, чтобы успевать обслуживать всех прибывающих туристов и не допускать потенциально опасного переполнения помещений. В будние дни проблем с проведением экскурсий нет.

Гродненский зоопарк

  

  

Первый, крупнейший по коллекции и долгое время единственный зоопарк в Беларуси. Годом основания считается 1927, когда в ботаническом саду мужской гимназии открылся зоологический отдел. В настоящее время зоопарк насчитывает более 3 тысяч животных 317 видов. Зоопарк расположен в Ленинском районе города Гродно возле железнодорожного вокзала и занимает площадь в 5,35 га.

История зоопарка

Создание зоопарка
История Гродненского зоопарка началась с группы энтузиастов из Общества любителей природы во главе с Яном Кохановским (белор.)русск. — преподавателем биологии в мужской гимназии им. Адама Мицкевича. По его инициативе в 1926 году, или 20 сентября 1925 на благотворительные средства в парке (теперь парк им. Жилибера) для учебных целей был создан ботанический сад. К учебному году 1927—1928 к саду был добавлен среди прочих отделов зоологический, образованный переездом гимназийского зооуголка. Первоначально в нём содержалось 17 видов животных. Первым обитателем сада считается обыкновенный бобр чёрного окраса: за ним в Лунно ездил сам Кохановский, откуда пришла телеграмма о раненом животном.

После расширения сад начал зваться биологическим, с учебными и познавательными целями его посещали уже не только гимназисты, но и учащиеся остальных гродненских образовательных учреждений. По данным одного календаря на 1930 год в зоопарке к тому времени содержались в основном животные местной фауны: три лисы, пара кабанов, шесть сов, волк, четыре зайца, хорьки, дикая утка, южноафриканская черепаха и серна по кличке Бася. Количество экспонатов в отделе росло, для них не хватало ни площади, ни помещений. В связи с этим Ян Кохановский вместе с другими любителями природы добились от городского управления переноса зоологического отдела на заброшенный городской велотрек по улице Станиславовской (иначе Станиславского), теперь ул. Яна Кохановского (белор.)русск.. Это место было лучшим не только с точки зрения большей площади — рядом протекала река Городничанка. После соответствующих ремонтно-строительных работ 7 сентября 1930 г. (или 7 сентября 1929 г.) состоялся переезд зоологического отдела из парка на новое место. Эта территория принадлежит зоопарку и сейчас. Около 1935 года в связи с материальными трудностями сад был преобразован в зоологический парк, который принимал уже не только учащихся, а всех желающих за входную плату. Руководителем был назначен полковник в отставке Адамович.
Развитие зоопарка
К 1936 году зоопарк насчитывал около 400 особей различных видов, в том числе леопард, лев, зубр. Содержание зоопарка осуществлялась за счёт благотворительности, с помощью Общества любителей природы и с участием городского магистрата. Осенью 1937 года городом у князей Друцких-Любецких был выкуплен для зоопарка участок площадью 0,4 га. В 1939 году с объединением Западной Белоруссии и БССР зоопарк перешёл на содержание государства. Коллекция продолжала увеличиваться, доукомплектовываться, и к 1941 году Гродненский зоопарк стал одним из центров культурной и научно-просветительной жизни города.

Военные годы
В годы войны зоопарку был нанесён большой ущерб: здания были уничтожены или повреждены, ценные и редкие экземпляры были вывезены в зоопарк Кёнигсберга, остальные уничтожены.
Ян Кохановский отказался от эвакуации и остался в Гродно. После убийства немецкого врача участниками сопротивления, гестапо арестовало около 100 представителей местной интеллигенции, среди которых был и Ян Кохановский. На просьбу общественности освободить арестованных шеф гестапо заявил, что застрелены будут только 25 человек из 100, а остальные отпущены. В эти двадцать пять человек попал друг Яна Кохановского, учитель Юзеф Вевюрский, отец шестерых детей. Кохановский предложил шефу гестапо обмен — свою жизнь взамен на свободу Юзефу Вевюрскому. В июне 1942 года Ян Кохановский был расстрелян.
Восстановление
После занятия города советскими войсками в июле 1944 года зоопарк практически перестал существовать. 15 августа 1944 года СНК БССР было принято постановление № 470 «О возобновлении деятельности заказников и зоопарков».
Для восстановления единственного на то время зоопарка в Беларуси 12 декабря 1944 г. исполком Гродненского горсовета принял решение № 242 «О восстановлении Зоопарка в городе Гродно», что определило передачу зоопарку прежней территории и строительных материалов. Для пополнения коллекции животных было решено «обязать Директора треста зелёного строительства передать Зоопарку двух ослов». Возглавил зоопарк в это время бывший старший смотритель Бенедикт Куприянович Жиромский.
К 1945 году коллекция насчитывала 5 экспонатов — два осла, два оленя и один павлин.
В марте 1946 года у зоопарка появился новый директор — А. Р. Ганусевич, который активно продолжил восстановительный работы в зоопарке. Обустраивалась инфраструктура, поступали новые экземпляры — из Московского зооцентра, Беловежской пущи, заповедников БССР и других зоопарков Советского Союза. К концу 1946 года коллекция значительно расширилась: бурые медведи, лисы, волки, енотовидные собаки, олени, ослы, козы, кролики, дикая австралийская собака, барсук, кабан, верблюд, филин, страусы, куропатки и павлин.
7 июня 1946 года из ведения Главного управления по заповедникам Гродненский зоопарк перешёл в ведение Комитета по делам культурно-просветительских учреждений. В том же году зоопарку выло отведено 5 гектаров пахотной земли в деревне Путришки.
28 сентября 1946 года зоопарк открылся. За полгода там побывало более 10 000 человек.
В 1947 году на восстановление Гродненского зоопарка было выделено 533 500 рублей. К 1949 году в зоопарке было около 200 животных.
Дальнейшее развитие
В 1952 году коллекция Гродненского зоопарка включала 63 вида животных (283 экземпляра), посещаемость составила около 125 000 человек. В зоопарке велась культурно-просветительская деятельность: передвижной Театр дрессированных зверей, радиоузел для чтения лекций посетителям. В 1950 году при зоопарке был организован кружок юных натуралистов, в 1952 организовано катание детей на пони. В 1953 году зоопарк переходит в подчинение министерства культуры БССР.
В период 50-х годов советская пропаганда взяла зоопарк на вооружение: был открыт кружок по изучению биографии В.И. Ленина, производственные результаты стимулировались соцсоревнованиями. Перед коллективом зоопарка была поставлена задача «сделать зоопарк центром пропаганды мичуринской ботанической науки и зоотехнических знаний».
30 августа 1955 года были торжественно переданы из Вьетнама первый в зоопарке слон и два китайских аллигатора. Слона звали Машка, до этого он служил во въетнамской Народно-освободительной армии, а один из аллигаторов, Робин, живёт в зоопарке по сей[обновить данные] день. Рост зоопарка продолжался в 60-х — 80-х годах. В 1960 году коллекция насчитывала 101 вид животных, в 1972 — превысила 215 видов, а в 1989 — достигла 326.
С распадом СССР зоопарк переживал трудные времена — сооружения ветшали, появлялись сложности с продовольствием для животных и зарплатами сотрудников. Утрата связей с зоопарками СССР приостановила рост коллекции.
Около 1998 года должность директора зоопарка заняла Целина Погерило.
В 2009 году Гродненский зоопарк был принят в действительные члены Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов на отчётной конференции в Киеве.
В январе 2010 года новым директором зоопарка стал бывший заместитель начальника кадрового аппарата УВД Гродненского облисполкома Олег Жданкин. Прежний директор, Целина Погерило, продолжила работать в парке — уже на должности заведующего зоотехническим отделом. Новый директор завел дружбу с волками Теплоном и Петрой. Когда у непривычных к зоопарку диких животных появились проблемы с кожей, именно он смог с ними подружиться и оказать помощь. Контакт продолжился и дальше, животные даже обучились некоторым командам.
Осенью 2010 года в зоопарке был восстановлен кружок юннатов. Учащиеся 4-8 классов получают теоретические и практические знания в биологии, участвуют в акциях зоопарка.
Кроме традиций руководство зоопарка не забыло и новые веяния. С 2010 года работает официальный сайт, где можно получить информацию о зоопарке и его работе, посмотреть медиафайлы, задать вопрос и узнать новости.

Большая хоральная синагога

  

Действующая синагога в центре города Гродно (улица Большая Троицкая, 59A), Беларусь. Ведёт свою историю с XVI века.
История

Первая каменная синагога в Гродно была построена в 1575—1580 гг. по проекту итальянского архитектора Санти Гуччи, приглашённого раввином Мордехаем Яффе, уроженцем Праги, незадолго до этого — в 1572 году — приехавшим в Гродно. В результате пожара в 1617 году эта синагога была полностью уничтожена, но вскоре после пожара польский король Сигизмунд III разрешил евреям построить новую синагогу на месте старой. Вторая синагога просуществовала дольше, но повторила участь предшественницы, сгорев в 1899 году. Нынешнее здание Большой хоральной синагоги было построено Ильёй Фрункиным в 1902—1905 гг. в одной из разновидностей эклектики — мавританском стиле.
В период немецкой оккупации Гродно синагога, находившаяся в центре еврейского гетто, использовалась нацистами как место сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы.
Богатому внутреннему декору здания во время Великой Отечественной войны был нанесён серьёзный ущерб. В советский период (1944—1991 гг.) здание использовалось под склад.
С 1991 года здание возвращено еврейской религиозной общине. В настоящее время ведётся восстановление фасадов и внутреннего убранства синагоги.

Мирский замок

 

Оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке Мир Гродненской области. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года). До 1568 года хозяевами были Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828), Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были Святополк-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью. С 1989 года филиал Национального художественного музея Республики Беларусь. С начала XXI века замок находится на реконструкции, оставаясь открытым для посетителей. В 2011 году получил статус самостоятельного музея.

История

Мирский замок — это каменное строение, основная часть которого воздвигнута в XVI—XVII веках в непосредственной близости от местечка Мир. По мнению исследователей, ранее на его месте была расположена феодальная усадьба. Замок окружает равнинная местность, невдалеке от замка протекает река Миранка.

Точная дата начала строительства неизвестна, но предполагают, что оно началось не ранее 1522 года — именно в это время владелец здешних мест Юрий Ильинич урегулировал свои имущественные отношения с Литавором Хрептовичем.
На первом этапе строительства, продолжавшемся около 4 лет (предположительно с 1522 по 1526 год) были возведены 4 башни, соединенные стенами, длина которых составляет по 75 м. Таким образом, внешний вид замка (сохранившийся до наших дней) представляет собой квадрат. Высота башен, имеющих форму восьмигранных призм, стоящих на четырёхгранных, варьирует в пределах 23—25 м, высота стен — 10—12 м. Стена, обращенная к западу (на дорогу к Вильне), имеет ещё одну башню посередине — она когда-то являлась единственным входом в замок. В подвале этой пятой башни была размещена тюрьма, а на втором этаже — каплица. Отсюда же опускали металлическую решетку, защищавшую деревянные въездные ворота.
Цель постройки замка неизвестна. Учитывая, что Мир в то время был достаточно спокойным местом, предполагают, что замок был сооружён из соображений престижа. В то же время замок имеет стены толщиной 2 м в верхней части и 3 м в нижней, стены и башни выложены трехслойной смешанной кладкой из кирпича и камня, что говорит о хорошей обороноспособности всего строения. В нижней части стен были прорезаны оружейные бойницы, а западная и северная стены со стороны двора имели боевые галереи с сосновыми парапетами.

Владельцы замка Ильиничи не смогли завершить строительство — их род пресёкся в 1568 году. Новые владельцы — Радзивиллы — реанимируют проект, внося в облик крепости ренессансные черты. Особый вклад в строительство внёс Николай Христофор Радзивилл Сиротка. Замок предстал в новом обличии — он окружён земляным валом, высота которого достигает 9 м, и по углам которого располагаются оборонительные бастионы; вал окружал ров, который наполнен водой благодаря запруженному Замковому ручью и речке Миранке; у ворот замка возвели предбрамье, вход в которое предваряет портал из резного серого камня. Попасть в замок стало возможным только через подъёмный мост, перекинутый через котлован. Будучи постоянной резиденцией графов Радзивиллов, в замковый комплекс был включён предусмотренный еще первоначальным проектом трехэтажный дворец, воздвигнутый архитектором Мартином Заборовским во внутреннем дворе у северной и восточной стен. Первый этаж и подземелье дворца использовались в качестве оружейной и склада с продовольствием, на втором этаже размещались лакеи и администрация графства, на третьем — княжеские покои. За северным валом был разбит «итальянский» сад, соединенный с графскими покоями лестницей и каменным мостом на арках. Вдоль южной и западной стен двора располагались одноэтажные служебные постройки. В 3 км от замка был заложен зверинец.

В 1586 году, расположенный в 30 км и также принадлежащий Радзивиллам Несвиж получает магдебургское право и становится ординацией. Мирский замок входит в несвижскую ординацию как неотъемлемая часть.
В 1655 году замок был штурмом взят казаками под предводительством гетмана Ивана Золотаренко. Последовавшая за этим война с Россией, а также Северная война, почти на 80 лет приносят в замок разрушение и запустение. Лишь в 30-х годах XVIII века замок был полностью восстановлен. В ходе реставрации он обрёл парадный зал, зал для танцев и портретную галерею. Был восстановлен и «итальянский» сад.
В 1785 году по приглашению Пане-Коханку замок посетил король Станислав Август, который был поражён богатством и великолепием внутреннего убранства дворца. Смерть Пане-Коханку и ликвидация Речи Посполитой привели к потере значения крепости. В 1813 году во Франции умер последний наследник по мужской линии несвижской ветви Радзивиллов — князь Доминик Героним — камергер двора русского императора Александра I, присягнувший на верность Наполеону и прошедший с ним во время наступление на Москву, а затем весь путь отступления во Францию.
Дочь Доминика, княжна Стефания, воспитывавшаяся под покровительством императрицы Марии в Петербурге, вышла замуж за Льва Витгенштейна — сына героя войны 1812 года Петра Витгенштейна. После её смерти в возрасте 22 лет замок унаследовал Витгенштейн.

Лев Витгенштейн после смерти жены переехал в Германию. Его сын Петр умер бездетным, передав все наследство отца своей сестре Марии — жене Хлодвига Гогенлоэ-Шиллингсфюрста. По российским законам, Мария, будучи иностранной подданной, не могла владеть доставшейся недвижимостью, и была вынуждена её продать. Так в 1891 году во владение Мирским замком вступил князь Николай Святополк-Мирский. К тому времени замок пришёл в полное запустение и разруху.
Новый владелец решил начать полномасштабную реконструкцию своих новых владений: был вырублен сад, а на его месте вырыт пруд; за прудом был построен спиртовой завод, недалеко от замка возведен двухэтажный дворец. На поляне между дворцом и замком были высажены деревья, среди которых в 1904 году по проекту петербургского архитектора Роберта Марфельда была возведена фамильная часовня-усыпальница. Сын Николая Михаил, образованный человек и знаток многих языков, оставив дипломатическую службу в 1917 году, начал реставрацию замка, высоко оценённую президентом II Речи Посполитой Игнацием Мосцицким, в 1929 году посетившим эти места.
В 1939 году, после присоединения Западной Белоруссии к СССР, Мирский замок был национализирован. До 1941 года в нём размещалась производственная артель, а во времена немецкой оккупации — еврейское гетто и лагерь для военнопленных. После освобождения в 1944 году и до 1956 года в замке жили люди, что привело к частичной утрате отделки его интерьеров.
В 1947 году замок взят под охрану государства. В январе 1987 года стал филиалом Государственного художественного музея БССР. В 1988 году ему присвоен статус историко-культурной ценности национального значения. В октябре 1992 года появилась музейная экспозиция в юго-западной башне, а в 1995 году открыта въездная башня. В декабре 2000 года замковый комплекс «Мир» включён в Список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид

Замок представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающими по углам башнями высотой около 25 м. Пятая, западная башня, является воротной, и некогда имела подъемный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м. Система из двух рядов бойниц обеспечивала круговой обстрел (позднее, при строительстве дворца, многие бойницы заменили сводчатыми окнами).
Обширные подземелья замка образуют сложную систему вспомогательных помещений, по площади превосходящую наземную часть сооружения в несколько раз. Сам замок выстроен из простого красного кирпича, украшенного белёными вставками, проёмами и орнаментальными поясами.

Детская железная дорога им. К. С. Заслонова

  

Летская железная дорога, расположенная в Минске.
Дорога открывается каждый год 1 мая и закрывается в последнее воскресенье сентября. В мае и сентябре дорога работает по выходным и праздничным дням, в летние месяцы — по средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям.
Начиная с зимы 2008—2009 годов движение поездов осуществляется и в дни зимних каникул.

История

Дорога была открыта 9 июля 1955 года. С 1955 года на дороге эксплуатировались паровоз Кп и 6 деревянных вагонов. С 1967 года начали эксплуатироваться два тепловоза серии ТУ2 (№ 010 и 113) и 6 цельнометаллических вагонов. В 1971 году дороге было присвоено имя Константина Сергеевича Заслонова — легендарного белорусского партизана-железнодорожника, Героя Советского Союза. Главная станция «Парк Культуры» была переименована в «Заслоново».
В середине 1980-х на станции «Заслоново» был проведен капитальный ремонт, а в 1987 году была проведена техническая модернизация дороги — была установлена автоблокировка, построено новое здание диспетчерской на станции «Пионерская», песчаный балластный слой был заменен на щебеночный. Поступил в эксплуатацию новый тепловоз (ТУ7А-2782) и 6 вагонов.
В 1994 году тепловоз ТУ2-010 был списан на металлолом, а 6 вагонов производства 1967 года полностью разбиты местными вандалами. В 2005 году был списан тепловоз ТУ2-113. Теперь он находится на стоянке в Брестском музее железнодорожной техники.
В том же 2005 году вагоны производства 1987 года были отправлены на ремонт. По случаю 50-летнего юбилея дороге были подарены 6 вагонов, прошедших капитальный ремонт на Гомельском вагоноремонтном заводе.
В 2009 году ДЖД имени К. С. Заслонова открыла новый сезон 1 мая. В мае ходило 2 поезда. Но с июня стал курсировать 1 состав (по праздникам − 2). В мае на станции «Пионерская» происходило скрещение поездов, при котором один поезд (Сосновый Бор — Заслоново) стоит, а другой (Заслоново — Сосновый Бор) следует по перегону без остановки.
3-5 июля 2009 года ко дню независимости Белоруссии юные железнодорожники работали в форме военных лет. Это были проводники, ревизоры, начальник поезда, начальник и помощник начальника вокзала и дежурный по станции «Заслоново». На станции «Сосновый бор» можно было отведать «солдатской» каши, поучаствовать в различных конкурсах. В эти дни ходило 2 состава (поезда № 401—432).
Сезон движения поездов 2012 года открыт 28 апреля традиционной торжественной линейкой с участием почётных гостей. 9 мая ходил поезд «Эшелон победы». Проводники были одеты в военную форму прошлых лет. На станции Сосновый бор был организован концерт с участием творческих коллективов из разных городов Беларуси. Также 3 июля курсировали 2 состава. На конечной станции проходил концерт творческой самодеятельности.
Сезон движения поездов 2013 года открылся 1 мая в 9.00 торжественной линейкой. В этом сезоне на ДЖД курсирует, только один состав с интервалом в 35 минут, т.к. второй состав частично отправлен на ремонт.

Софийский собор

 

Кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030—1060 годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко.

Оригинальная постройка

Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.
К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода — это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающимися на 1 промежуточный столб. Есть вима (дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства), характерная для Византии.
Храм, подобно новгородскому, был расписан только фресками, тогда как в Киеве сочетались фресковая и мозаичная декоративная отделка храма. Строительством всех трех храмов, вероятно, занималась приглашённая из Константинополя артель. Главная идея храма — это вхождение жителей Полоцкой земли во Вселенскую церковь, напоминание о Софийском Соборе Константинополя, символ могущества княжеской власти.

Униатский период

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.
В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
Взрыв собора
11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).
Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno [1705], mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же [1705] году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам убил 4 базилиан в Полоцке»).
По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».
Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.
Восстановление и последующая история

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.
После Полоцкого церковного собора 1839 года храм церкви был возвращён православным. В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.
В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.
Современное состояние

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.
Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.
В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них - фестиваль «Званы Сaфii», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.
В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты- виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).
У входа в храм регулярно совершают молебны представители Белорусской грекокатолической церкви.
В одном из приделов собора по церковным праздникам совершаются православные богослужения.

Успенский собор

  

Храм в Витебске, памятник архитектуры виленского барокко. При построении за образец взят храм Сан-Карло-аль-Корсо в Риме. Архитектор — И. Фонтана. Стоит на Успенской горке. Православный собор — с 1799 года (строился в 1743—1777 годах как униатский). Взорван в 1936 году и воссоздан в начале XXI века как православный храм.
Чин великого освящения собора 30 сентября 2011 года возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). В числе сослуживших ему архиереев был архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий), сын витебского священника.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

 
 

Крупнейший музей художественного профиля в Республике Беларусь, Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993. Расположен в столице страны — городе Минске.

История

24 января 1939 года постановлением Совета Народных Комиссаров БССР в Минске была создана Государственная художественная галерея БССР, расположившаяся в 15 залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. Первым её директором был художник-керамист Михолап, Николай Прокопьевич (1886—1979). Были получены самые ценные произведения культового искусства изъятые из храмов; собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства; переведены произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилёва и Гомеля; несколько произведений подарили крупнейшие музеи СССР. После присоединения Западной Белоруссии галерея получает экспонаты из национализированных усадеб и замков. В начале 1941 года в галерее уже имелось 2711 произведений, из которых 400 выставлялось. С началом Великой Отечественной войны коллекцию галереи эвакуировать не успели и она была разграблена. После войны была возвращена только небольшая её часть.
Директором галереи с 1944 года была Аладова, Елена Васильевна (1907—1986), заведовавшая до войны отделом русского и белорусского искусства. После освобождения Минска Галерее предоставили четыре комнаты Дома Профсоюзов на площади Свободы. После войны правительство БССР активно финансировало пополнение коллекции музея. В 1946 году имелось уже 317 произведений. В ноябре следующего года открылась постоянная экспозиция.
С 10 июля 1957 года галерея была переименована в Государственный художественный музей БССР. Строительство нового здания с десятью залами, расположенными на двух этажах, и вместительной галерей было завершено в 1957 году за восемь лет, автором проекта был Бакланов, Михаил Иванович. 5 ноября состоялось торжественное открытие. Коллекция в те годы насчитывала около 3 тысяч произведений. Коллекция русского искусства происходит в основном из частных коллекций.
На 1970-е — начало 1980-х годов пришёлся пик выставочной деятельности музея. В 1977 году музей возглавил художник-график Карачун Ю. А. Открываются несколько филиалов музея: районная картинная галерея в Гуринах под Мозырем (1978), Музей народного искусства в Раубичах (1979), Музей В. К. Бялыницкого-Бирули в Могилёве (1982), Архитектурный комплекс XVI—XVIII веков в Гольшанах (1989), Дворцово-парковый комплекс XV—XX веков в Мире (1992).
В 1989 году музею передано здание по улице Кирова, 25, где разместился лекторий, отделы и службы музея. В 1993 году началось строительство нового корпуса музея — пристройки к основному зданию (архитектор В. С. Белянкин). С 1993 года музей именуется Национальным художественным музеем Республики Беларусь. С 1994 года музей имеет свой архив, с 1989 — реставрационные мастерские. В 1999 году НХМ РБ передано соседнее 5-этажное здание по ул. Ленина, 22. В 2000 году в Минске открыт ещё один филиал — Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века».
Сегодня это один из богатейших музеев Восточной Европы. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах имеется более 27 тысяч произведений, формирующих 20 коллекций и составляющих собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

Научные отделы

  • Отдел древнебелорусского искусства
  • Отдел современного белорусского искусства
  • Отдел русского искусства
  • Отдел зарубежного искусства
  • Научно-реставрационный отдел

 

Заявка на тур

Уже определились, куда хотите отправиться? Или, быть может, ещё нет? В любом случае, мы вам поможем! Наши менеджеры проконсультируют вас и помогут сделать правильный выбор. Отправляйте заявку прямо сейчас, и мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Подать заявку
Агентство Путешествий "ЕВРАЗИЯ" - лидер среди туристических агентств Иркутска. Мы гордимся своим первоклассным сервисом и трепетным отношением к туристам, всегда готовы оказать полную консультацию по туристическим продуктам, помочь в сборе и оформлении документов. Наш опыт, желание постоянно развиваться и совершенствовать свою работу позволили найти большое количество друзей-туристов, которые из года в год радуют нас своими великолепными фотографиями, привезёнными из путешествий, организованных нашим агентством!