Меню

Достопримечательности Египта

  • 0.0 Рейтинг
  • 717 Просмотров

Большой Сфинкс

  

Древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Назначение и название

Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.
Древнеегипетское название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса»
Время создания

Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафру.

Существуют и другие мнения относительно заказчика сфинкса. Инвентарная стела, обнаруженная в Гизе Мариетом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу). Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо. Видный современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной деятельности Хуфу. В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра.
Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафру и его родственников. Судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафру, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.
Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами — вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка.
Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского геолога Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию. Эта гипотеза не нашла признания в научной среде, равно как и предположение Грэма Хэнкока о корреляции трёх пирамид со звездами в созвездии Ориона, которая якобы наблюдалась в 11-м тыс. до н. э. (см. en:Orion Correlation Theory).
Разрушение

У статуи отсутствует нос шириной в 1,5 метра. Чаще всего можно услышать, что эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798 г.); в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки. На ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. Хотя отсутствие носа можно объяснить «естественным износом» скульптуры (многовековое действие ветра и влаги), есть ещё и объяснение средневекового каирского историка аль-Макризи. Он пишет, что в 1378 г. один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой (правда, непонятно, как ему это удалось). Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.
Сфинкс дошёл до наших дней не только без носа, но и без накладной церемониальной бороды в форме куба либо завитых косичек, фрагменты которой можно увидеть в Британском и Каирском музеях. Время появления у Сфинкса бороды вызывает споры. Одни авторы относят её монтаж к Новому царству[5][6]. По мнению других, бороду изготовили вместе с головой, ибо техническая сложность высотных работ по монтажу бороды превосходила возможности строителей того времени.

Луксорский храм

 

Развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.
Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.
Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для единения с пилонами стоявшего на расстоянии получасовой ходьбы к северу Карнакского храма, к которому вела мощёная аллея из 365 сфинксов, северный пилон Луксорского храма несколько отклонен к востоку от общей оси. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.

Древнейшая часть — святая святых, с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые цари XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон и изобразил на внешней стороне последнего свои подвиги в войне с хеттами; здесь же начертан так называемый «эпос Пентаура».
У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

Карнакский храм

 

 

Крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Первое свидетельство о существовании культа бога Амона-Ра в древнеегипетских Фивах относятся к эпохе Среднего царства. Это восьмиконечная колонна, созданная при фараоне Иниотефе II и находящаяся ныне в Луксорском музее. Старейшее из сохранившихся зданий храмового комплекса было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I. Особого размаха строительные работы достигли в эпоху Нового царства. Храмы Карнака перестраивались и расширялись вплоть до времён императорского Рима.
Архитектура

Наиболее значительным зданием всего комплекса является храм Амона-Ра с его 10 пилонами, крупнейший из которых имеет длину в 113 метров, ширину 15 метров и высоту ок. 45 метров. Общая площадь храма составляет ок. 30 гектаров (четырёхугольник со сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров). Помимо пилонов, величественный вид представляет колонный зал, начатый при фараоне Хоремхебе и законченный в годы правления фараонов Сети I и Рамзеса II. Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей: посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в 2,34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9,2 га). Кроме этих трёх, здесь был построен фараоном Эхнатоном, на шестой год правления, Гем-па-Атон — храм Атона.
В части, посвящённой Амону, находятся:

  • большой храм Амона-Ра
  • храм бога Хонсу (разм. 80х30 метров. Строительство начато при Рамзесе III, продолжено при Рамзесе IV, Рамзесе XI, закончено при Херихоре.
  • «священная барка» Рамзеса II
  • храм Ипет (построен во времена царствования Птолемея VIII)
  • небольшой храм бога Птаха
  • храм Аменхотепа II

Здесь также находятся т. н. Белая капелла (старейшее сохранившееся здание комплекса, возведённое при Сенусерте I); Красная капелла (построенное при царице Хатшепсут здание, с настенными изображениями её коронации, сценами жертвоприношений и фиванскими религиозными празднествами); Алебастровая капелла (построенная при фараоне Тутмосе IV); храм Рамзеса III. Южнее центрального храмового здания лежит священное озеро размером 120х77 метров. Уровень озера поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод. Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.
Часть, посвящённая богине Мут, лежит приблизительно в 350 метрах южнее центрального храма Амона-Ра, с которым связана малой аллеей бараноголовых 66 сфинксов, и имеет размеры 250×350 м. Здесь находится окружённый с трёх сторон Священным озером храм Мут, а также храм и «родильный дом» Рамзеса III. Входной портал в храм богини Мут был создан при фараоне Сети I. Рядом находился также храм Камутеф. В 1840 году эти храмы были в значительной степены разрушены с тем, чтобы использовать их как строительные материалы при возведении фабрики.
Восточнее части, посвящённой Амону-Ра, фараоном Эхнатоном был возведён храм богу Атону (Гем-па-Атон), которого он сделал главным и единственным богом Древнего Египта. Размеры его были 120х200 метров, что было больше чем площадь храма Амона-Ра. По указанию Эхнатона, все прочие храмы, кроме принадлежащего Атону, были закрыты. После его смерти, в правление Хоремхеба, храмы старых богов были восстановлены и вновь открыты, а святилище Атона полностью снесено. Каменные блоки, из которых он был построен, использовались для возведения других храмов и сооружений. Некоторые из этих блоков, соединённых в виде постройки, можно увидеть в Луксорском музее.
В античную эпоху Карнакский храм связали с Луксорским аллеей, по обеим сторонам которой были установлены 365 сфинксов. В Карнаке эта дорога оканчивается у десятого храмового пилона. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.
Религиозное служение

После того, как древнеегипетский культ Амона-Ра постепенно превратился сперва в региональный, а затем и в государственный, фараоны эпохи раннего Среднего царства начинают строительство храмового комплекса (продолжавшееся более тысячи лет), в котором жрецы Амона могли бы с приличествующей им пышностью и торжественностью отправлять свои ежедневные службы. Как и для Амона, были возведены храмы для супруги его, богини Мут, и для их сына, лунного бога Хонсу. Вместе они образовывали так называемую фиванскую Триаду. Кроме них, в Карнаке также был выстроен храм бога Монту, ставшего ещё при XI династии главным богом города Фивы.
В древнеегипетской религиозной системе одним из важнейших принципов было понятие о космогоническом мировом порядке, обозначаемом термином маат. Так как маат не является чем-то вечным и неизменяемым, и может в результате недостойных человеческих деяний быть выведен из благодатного равновесия, важнейшей задачей является поддержание его в стабильном состоянии с тем, чтобы избежать хаоса и уничтожения привычного человеку мира. Высшим долгом и обязанностью фараона являлось поддержание маат в состоянии равновесия. Каждый древнеегипетский храм поэтому представляет собой некую модель этого мира, в котором происходят сакральные действия, проводимые фараоном или представляющим его верховным жрецом для сохранения маат неизменным — принесение жертв богам, моления и священные песнопения.

 

Пирамида Хеопса

  

  

Крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней.
Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э.
Пирамида Хеопса входит в комплекс самых крупных египетских пирамид, расположенных на плато Гиза. Это — пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.
В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса — 23 августа 2470 года до н. э. Однако не стоит считать эту дату истинным историческим событием, так как нет никаких серьёзных подтверждений, а источники настолько скудны, что египтологи не могут сойтись даже в том, в каком именно году началось строительство.

О пирамиде

Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Горизонт Хуфу» (или более точно "Относящийся к небосклону - (это) Хуфу" ). Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была построена на естественном холме. Несмотря на то, что пирамида Хеопса — самая высокая и самая объемная из всех египетских пирамид, но все же фараон Снофру построил пирамиды в Мейдуме и в Дахшуте (Ломаная пирамида и Розовая пирамида), общая масса которых оценивается в 8,4 млн тонн.

Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Этот вход в пирамиду был заделан гранитной пробкой. Описание этой пробки можно найти у Страбона. Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через 17 м пролом, который сделал в 820 г. халиф Абу Джафар аль-Ма’мун. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя.
Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

Филы

 

  

Остров посреди Нила, на котором, по древнеегипетским поверьям, был погребён Осирис. В античности к нему применялся эпитет «недоступный»: на священной земле могли жить только жрецы, даже птицы и рыба якобы избегали его берегов. Ещё раньше остров служил перевалочным пунктом для торговли фараонов с Нубией. Как и Абу-Симбел, состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Древние авторы называли Филами два небольших острова у первого порога Нила. Собственно Филе из них меньший (до затопления — 380 метров в длину и 120 метров в ширину), но более интересный для историков и археологов. При Птолемеях остров был плотно застроен зданиями, при сооружении которых использовался гранит из близлежащих карьеров, и многие из построек сохранились до нашего времени.
Нектанеб I воздвиг на южной оконечности острова храм в честь богини Хатхор. Его почин поддержали Птолемеи и первые римские правители Египта. За двойными пропилеями высились гранитные львы, каменные клетки для священных ястребов и два тринадцатиметровых обелиска. На стенах храма были высечены рельефы со сценами из жизни Осириса. Храм в Филе — исключительное по полноте свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма.
Храм в Филах просуществовал до времён Юстиниана — едва ли не последнее языческое святилище на землях Византии. Связано это было с тем, что его считали посвящённым Изиде, которая в поздней античности отождествлялась с Кипридой и сближалась с Богородицей. При Юстиниане храм был переосвящён как Богородичная церковь; его рельефы систематически уничтожались церковниками и иконоборцами.
В XX веке перед учёным сообществом встала проблема сохранения эллинистического наследия Филе ввиду угрозы затопления острова водами Асуанского водохранилища. Уже первая дамба, сооружённая в 1902 году англичанами, подтопила часть острова, что нанесло невосполнимый урон памятнику. При сооружении Асуанского водохранилища (1960) ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма на Элефантину. Памятник был тщательно обмерян и сфотографирован, после чего каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению.

Заявка на тур

Уже определились, куда хотите отправиться? Или, быть может, ещё нет? В любом случае, мы вам поможем! Наши менеджеры проконсультируют вас и помогут сделать правильный выбор. Отправляйте заявку прямо сейчас, и мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Подать заявку
Агентство Путешествий "ЕВРАЗИЯ" - лидер среди туристических агентств Иркутска. Мы гордимся своим первоклассным сервисом и трепетным отношением к туристам, всегда готовы оказать полную консультацию по туристическим продуктам, помочь в сборе и оформлении документов. Наш опыт, желание постоянно развиваться и совершенствовать свою работу позволили найти большое количество друзей-туристов, которые из года в год радуют нас своими великолепными фотографиями, привезёнными из путешествий, организованных нашим агентством!