Меню

Достопримечательности Израиля

  • 0.0 Рейтинг
  • 409 Просмотров

Израиль - одна из немногих стран, которая может похвастаться столь большим количеством памятников истории разных эпох, культур и народов. Несмотря на небольшую территорию, страна отличается географическим и климатическим разнообразием. С утра можно бродить по хвойным лесам в Галилейских горах, а в зимний период - покататься на горных лыжах на горе Хермон, что на севере страны, через пару часов оказаться в долине на берегах реки Яркон, что протекает близ Тель-Авива, еще два часа - и цветущие ландшафты сменит каменистая пустыня Арава, а к вечеру путешественников ждет главный израильский курорт на берегу Красного Моря - Эйлат.

Тель-Авив - крупнейший город Израиля и одно из самых посещаемых туристами мест. Почти слившаяся с Тель-Авивом Яффа (Яффо) - один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших городов мира.

К югу от Яффы лежит приморский город Бат-Ям ("русалка") - один из любимых морских курортов израильтян. Здесь более 3 км песчаных пляжей, большой парк, современнейший центр отдыха, есть даже большой искусственный каток! Можно посетить культурный центр "Бен-Ари" и художественный музей "Дом рыбака".

В расположенной в 20 км юго-восточнее Тель-Авива Рамле интересны 30-метровый минарет мечети "Белая башня" (XIII в.) и церковь Никодима и Иосифа (1902 г.).

В 20 км от Тель-Авива лежит и город Лод (Луд), впервые упоминаемый в хрониках XV века до н. э. - согласно преданиям именно здесь похоронен святой Георгий. Над предполагаемой гробницей святого в VI веке была воздвигнута базилика, на руинах которой крестоносцы построили церковь, восстановленную после многочисленных разрушений только в 1870 году. Неплохо сохранились также две старинные мечети, бани и караван-сарай.

В районе Модиина (Модиин-Маккабим-Реут) сохранилось огромное количество холмов ("телей"), скрывающих под собой руины древних поселений, а также многочисленные могилы, выдолбленные в склонах окрестных холмов.

Главная достопримечательность страны, несомненно, один из древнейших городов мира, "столица трех религий", древняя столица Израиля - священный город Иерусалим. Не менее знаменитый Вифлеем лежит всего в 5-6 км к югу от Иерусалима, практически сливаясь с ним окраинами.

Галилея

Рош-ха-Никра - карстовая пещера известняковых скалах на берегу Средиземного моря, находится в Западной Галилее на границе с Ливаном. Уникальный природный объект состоит из галереи гротов, которые пробила в мягкой породе морская вода. Также объект интересен тем, что здесь обитает большая колония необычных зверьков - даманов.

Крепость Монфор - хорошо сохранившиеся руины одной из важнейших крепостей крестоносцев, построенной как часть оборонительной системы на северных границах Иерусалимского королевства. Долгое время именно здесь располагалась "штаб-квартира" Тевтонского ордена. В 1271 году взята и разрушена войсками Бейбарса. Крепость построена на скалистом выступе ручья Нахаль-Кзив, поэтому с нее открываются одни из самых лучших видов на Галилею. Крепость находится на территории заповедника Нахаль-Кзив (шоссе 89, направление Маалот-Таршиха, поворот на Мицпе Ила). Вход в крепость бесплатный.

Крепость Йехиам - еще одна крепость крестоносцев, расположена недалеко от Монфора, на территории кибуца Йехиам в Западной Галилее. Построена была в XII веке (изначально называлась Гидин), и также, как и Монфор, входила в единую линию укреплений на северных границах Иерусалимского королевства. В XVIII в. османский наместник в Галилее Дахар эль Омар отреставрировал крепость, однако после его смерти и вплоть до 40-х годов XX века она пребывала в запустении. В 1946 здесь был основан кибуц, а во время войны за независимость крепость стала форпостом для отражения атак ливанских войск. Сегодня крепость превращена в музей, который открыт для посещения с 08.00 до 17.00 (с апреля по сентябрь) и с 08.00 до 16.00 (с октября по март), по пятницам и субботам - с 08.00 до 15.00. Входной билет для взрослого - 15 ILS, для ребенка - 7 ILS.

Цфат - один из четырех священных для иудеев городов Израиля. Город был основан более двух тысяч лет назад и изначально выполнял оборонительную функцию. Во времена крестоносцев здесь была построена крепость, с двумя рядами мощных стен, остатки которых можно видеть до сих пор. Во времена инквизиции в город из Испании и Португалии прибыло много еврейских мудрецов, что дало толчок для нового этапа развития города. Он становится центром по изучению Каббалы. Сегодня Цфат - это не только музей необычной архитектуры под открытым небом, но и один из важных центров иудаизма, а также - место обитания много численных художников и скульпторов.

Назарет (Нацерет)- находится в центре Галилеи. Согласно библейской традиции именно здесь Мария получила благую весть о скором рождении Иисуса Христа. В этом же городе прошли детство и юность Мессии. С точки зрения христиан это третий по значимости город после Иерусалима и Вифлеема. В городе традиционно много христианских церквей, главная из которых - католический Храм Благовещения, возведенный над гротом Благовещения. К северу от старого города (район под названием "Москубия") находится здание бывшего Сергиевского подворья, построенного в 1907 году по инициативе русского Императорского православного общества на земле, приобретенной специально для этих целей. Сегодня в нем располагается почта и полиция.

В 9 км от Назарета находится гора Фавор (Тавор), где произошло Преображение Господне. На вершине горы находятся католический и православный монастыри (открыты для посещения).

Голанские высоты

Голанские высоты - древнее горное плато вулканического происхождения, лежащее между Тивериадским озером (Кинерет), каньонами реки Ярмук и сирийской границей (большая часть плато находится на территории Сирии). Это одна из самых живописных областей Израиля, большая часть которой находится на высоте более 1000 метров над уровнем моря, а потому заметно прохладнее окружающих территорий. Здесь же сосредоточено множество уникальных исторических памятников, заповедников, курортов и природных объектов, поэтому Голаны издавна являются одним из главных туристических объектов страны.

Крепость Нимрод

Руины величественного замка Нимрод (Мивцар-Нимрод, Калаат аль-Субейба) лежат в северной части Голанских высот и видны за десятки километров. Крепость, основанная в 1229 году Османом аль-Азизом, впоследствии не раз переходила под контроль то крестоносцев, то арабов и турок, но была сильно разрушена землетрясением в XVIII веке и пришла в упадок. В 1967 году, после Шестидневной войны с Сирией, вся эта территория перешла под контроль Израиля, и сейчас крепость является одним из символов Голанских высот. Здесь ведутся интенсивные раскопки, часть старых сооружений постепенно восстанавливается по сохранившимся документам, а руины внутренней цитадели являются лучшим местом, с которого можно осмотреть великолепную панораму долины Хула, Кирьят-Шмоны, гор Ливана и Голанских высот. Живописная горная дорога, ведущая к замку, петляет серпантином над пропастями и обрывами.

Гора Хермон

Высшая точка Израиля (2236 м) и единственный в стране горнолыжный курорт - гора Хермон (Джебель-эш-Шейх) лежит в южной части одноименного горного массива. Интересно, что Израилю принадлежит лишь часть горы, причем не самая высокая (высшая точка всего массива - 2814 м), но именно она почти на 70% отдана под заповедные земли и курортный комплекс Неве-Атив. Сейчас это почти полноценный горнолыжный комплекс с отелями-шале, двумя кресельными подъемниками и несколькими трассами. А в прелестном озере Тран (Рам), лежащем в кратере потухшего вулкана, разводят карпов и устраивают рыбалку.

Метула

Курортное местечко Метула лежит в 6 км севернее Кирьят-Шмоны и считается самой северной точкой Израиля. Эти края известны своим природным заповедником с водопадами Нахаль-Аюн. Одноименная речка является одним из притоков Иордана, а ее истоки расположены в южном Ливане. Туристическая тропа протяженностью 3 километра охватывает сразу несколько живописных водопадов и пещер. Очень популярны и крупный центр отдыха Canada Center и...неизменная граница с Ливаном, на фоне которой все любят фотографироваться (хотя, как и в случае с Рош-Ханикрой, эту границу еще не пересекал ни один турист). Тем не менее через Метулу в Израиль проходят ливанские христиане, работающие на стройках и плантациях близлежащих израильских городов и кибуцев. Но сия "льгота" дана лишь христианскому анклаву Марджаюн, жители которого сотрудничали с израильскими властями в период нахождения там израильской армии, с 1982 по 2000 год.

Хайфский округ

Хайфа - третий по величине город страны и крупнейший морской порт Израиля лежит на севере страны, на берегу большой бухты Акко у склонов горы Кармель. Маленький приморский городок Атлит (20 км к югу по приморскому шоссе, автобусы и электричка из Хайфы) известен своим замком крестоносцев и музеем эмиграции.

Комплекс Меарот-Кармель (18 км к югу от Хайфы по старому шоссе Хайфа - Тель-Авив) включает в себя пещеры древнего человека, стоянку и небольшой музей, а также славится очень красивыми горными пейзажами.

Монастырь Дейр-Мухрака (20 км к югу от Хайфы по шоссе на Исфию) расположился на одной из вершин Кармельского хребта, на высоте 485 метров над уровнем моря. Монастырь возведен на том самом месте, где, по библейской легенде, пророк Илия противостоял пророкам Ваала. Перед входом в монастырь установлена скульптура, изображающая сцену противоборства. Со смотровой площадки на втором этаже открывается отличная панорама Исраэльской долины и южных склонов гор Галилеи. Достаточно четко виден отсюда и город Назарет (Нацерет) с куполами его многочисленных церквей.

Заслуживает внимания Бет-Шеарим (10 км к юго-востоку от Хайфы, возле городка Кирьят-Тивон) - руины древнеизраильского города, бывшего в римский период главным опорным пунктом еврейских повстанцев во главе с Бар-Кохбой. Позднее город потерял свое стратегическое значение, поэтому здесь прекрасно сохранились 26 склепов, где хоронили городскую знать в те далекие времена. Склепы соединены друг с другом тоннелями и переходами, образуя некое подобие подземного города мертвых.

Очень популярен и заповедник Сахне (Ган-ха-Шлоша) возле кибуца Нир-Давид (2 км западнее Бейт-Шеана). Древние купальни, возведенные еще до нашей эры, горячие источники, тропическая фауна, водопад, бурные потоки и ряд озер, а также парк австралийской флоры и фауны Ган-Гуру привлекают сюда множество туристов. А хороший комплекс вилл и пансионов предоставляет отличные возможности для спокойного отдыха. Удивительно, но здесь, у подножия горы Гильбоа , среди сухих холмов Южной Галилеи, возможна даже первоклассная рыбалка!

Древний Акко, расположенный в Западной Галилее (13 км севернее Хайфы) - ещё одна "туристическая жемчужина" страны.

Шфела

Область Шфела лежит в центре страны, между сектором Газа и Тель-Авивом. Условно к этой исторической части страны относят области, лежащие на западных склонах Иудейских гор. С туристической точки зрения это интереснейший край пещерных городов и монастырей, земля древней культуры и кулинарных традиций, насыщенная историческими памятниками разных эпох.

Ашкелон

Древний ханаанский город-порт и центр эллинской культуры сейчас представляет собой просто небольшой курортный город на берегу Средиземного моря. Сегодня большинство древних памятников города сосредоточено в национальном парке, где представлены развалины колоннад Ирода и древних синагог, римская аллея и амфитеатр, "стена крестоносцев" и другие остатки древних сооружений, обнаруженных археологами. В береговом откосе пляжа Афридар находится пещера с гробницами четырех членов богатой римской семьи (III в. н. э.), а на вершине скалы - руины византийской церкви (V-VI вв.) и жилого дома с довольно хорошо сохранившимся мозаичным полом. Ну и, конечно, особую гордость Ашкелона составляют отменные пляжи вдоль всей городской черты.

Тель-Афек

Средневековый замок Тель-Афек расположен в нескольких километрах от городка Рош-Хаайн (Рош-Хаайин), в 15 км восточнее Тель-Авива. Холм Тель-Афек (Телль-Курдана, Антипатрис) считается одним из самых известных археологических участков страны - когда-то здесь процветал древний город-крепость, руины которого являются объектом многолетних раскопок. Также можно посетить руины османского постоялого двора, остатки древних оросительных сооружений и целую сеть водоемов - источники района питали водой почти весь центральный Израиль, а начинающаяся здесь речка Яркон до сих пор протекает через Тель-Авив. Холм обнесен оградой и объявлен природным заповедником (вход платный), а в старой мельнице открыт краеведческий музей с центром изучения истории и природы этой части страны. Помимо этого здесь расположен красивый парк с прудами и озерами.

Мигдаль-Афек

Замок Мигдаль-Афек (Мигдаль-Цедек) венчает вершину сухого холма возле шоссе Бен-Шемен - Рош-Хаайна. Эта древня крепость, бывшая то монастырем, то придорожным фортом, то складом, даже несмотря на свое состояние очень живописна сама по себе. Здесь же лежит столь же часто перестраиваемый замок Мирабель (XII в.), открытый для посещения (вход бесплатный), постоялый двор и крепость Сурди-Фонт (основана крестоносцами, перестроена османами), развалины средневековой мельницы и множество других древних объектов. А с самого холма открывается красивая панорама Тель-Авива, истоков Яркона и гор Галилеи.

Латрун

Географическая область Латрун (Domaine de Latroun, от французского La toron de Chevalier - "рыцарская крепость") лежит практически на полпути между Тель-Авивом и Иерусалимом. Огромный и очень живописно расположенный комплекс до сих пор действующего монастыря известен как "родина" современного виноградарства в этом регионе и один из культовых центров страны (на месте монастыря располагалась деревня, в которой родились разбойники, распятые вместе с Христом). А полуразрушенный замок крестоносцев на холме и остатки укрепленных позиций периода войны за независимость (1948 г.) создают необходимое обрамление для располагающегося здесь же Музея израильских бронетанковых войск в больше похожем на крепость комплексе старого полицейского управления, а также музея "Мини-Израиль", где все главные достопримечательности страны представлены в миниатюре.

Поблизости лежит и археологический участок древнего города Эммаус (Никополь, Никополис), считающегося тем самым местом, где явился воскресший Христос. Сейчас здесь можно увидеть руины византийского баптистерия с фрагментами храмовых стен и мозаиками, развалины укреплений, римские термы (III в. н. э.), несколько некрополей разных эпох, стены храма крестоносцев (XII в.), могильные камни солдат македонского легиона (I в. н. э.), а также многочисленные петроглифы по всей округе.

Неподалеку (буквально 10 км к югу от Латрунского монастыря через шоссе Бейт-Шемеш - Бейт-Гуврин) расположен живописный францисканский монастырь Бейт-Джималь (Бейт-Джамаль), окруженный мощной крепостной стеной. Комплекс до сих пор действует и принимает посетителей, а местные вина считаются одними из лучших в регионе. Всего в трех километрах отсюда располагается пещера Сорек площадью около 5000 кв. метров. Сейчас это прекрасно обустроенный туристический аттракцион с сотнями красиво подсвеченных сталактитов, небольшим музеем и магазином сувениров.

А сам кибуц Бейт-Гуврин (53 км к юго-западу от Иерусалима) широко известен развалинами древнего Елевферополя ("Свободный город" в переводе с греческого) - одного из первых свободных полисов региона римского периода. Сейчас здесь открыт природно-исторический заповедник с замком крестоносцев, руинами самого древнего города, а также множеством пещер, образующих своеобразный подземный город с километрами лабиринтов, подземных церквей, усыпальниц и жилых помещений. Обнаруженные на месте раскопок уникальные мозаики теперь хранятся в Национальном музее Израиля.

Иудейская пустыня

Начинается от устья реки Иордан и Мертвого моря и тянется на десятки километров к западу. Зеленые холмы Западной Иудеи и оазисы долины Иордана резко контрастируют с песками и скалами безжизненной пустыни. Раскаленный песок, голые камни, палящее солнце - библейская земля, место скитов и отшельников. Здесь, в этих холмах, за всю их многотысячелетнюю историю произошло столько событий, и прошло столько народов, что каждый клочок земли здесь - страница истории. Сейчас это край многочисленных монастырей, среди которых особо выделяются лавра преподобного Саввы Освященного, обитель Святого Георгия Хозевита, монастырь Искушения (Каранталь, IV в.) на склоне Сорокадневной горы, монастырь Святого Герасима и другие. Но главная жемчужина региона - несомненно, Мертвое море.

Мертвое море

Это, пожалуй, самая низкая точка на карте мира - 400 метров ниже уровня мирового океана. Впрочем, уровень зеркала постоянно колеблется, и точной цифры не скажет никто (в настоящий момент вода постепенно отступает от берега, а уровень этого уникального озера-моря понижается).

В водах Мертвого моря действительно вообще ничего не водится. Это и понятно, так как отсутствие стоков, высокая температура и низкая влажность привели к высокой концентрации соли в воде. По той же причине в море невозможно утонуть - соленая и чрезвычайно плотная вода тут же вытолкнет любого человека на поверхность. Морская соль, впрочем, как и местные грязи, имеют ярок выраженные целебные свойства и широко используются в медицине. Иными словами, Мертвое море - рай для туристов: хочешь - лечись, хочешь - загорай. Летняя температура здесь доходит до +40?С, зимняя - до +25?С, поэтому отдыхать можно круглый год, чему свидетельством десятки санаториев и дорогих клиник, протянувшихся вдоль берега.

Для любителей древности тоже много интересного. Берег моря представляет собой своеобразный археологический музей под открытым небом. Как свидетельствует Библия, здесь некоторое время пребывали и легендарный царь Давид, и сам Иисус Христос. Можно увидеть также и остатки древнееврейских поселений, и пещеры первых христианских монахов. Добраться до Мертвого моря можно прямыми автобусами из Иерусалима и Арада.

Эйн-Геди

Один из наиболее известных национальных парков Израиля, Эйн-Геди лежит на юго-западном берегу Мертвого моря, занимая возвышенную часть западного берега (около 100 метров над уровнем воды). Этот тропический оазис, возникший благодаря сочетанию пустынного климата и ручьев Давида (Нахаль-Давид), Хевер (Нахаль-Хевар) и Аругот (Нахаль-Аругот), чьи воды за несколько тысячелетий создали гигантские каньоны, поражает многообразием и великолепием своей флоры и фауны. Здесь вы можете увидеть множество видов редких птиц, диких баранов и даже леопардов. Проезд автобусом или такси от Иерусалима до Эйн-Геди.

Масада

Масада (Мецада) по праву носит звание одного из главных исторических объектов Израиля. В этой древней (25 г. до н. э.) крепости героически сдерживали осаду римских легионов последние защитники свободного Израиля. Осада длилась более трех лет. В конце концов, когда иссякли запасы продовольствия и оружия, защитники горной крепости выбрали десять самых достойных воинов, которым было доверено умертвить всех женщин, детей и стариков (в иудаизме самоубийство - тяжелейший грех). После этого один из оставшихся десяти умертвил своих товарищей и лишил жизни себя. Когда римляне вступили в город, то их глазам предстало ужасающее зрелище - все жители крепости были мертвы. Так народ предпочел смерть порабощению. В наши дни на месте героической гибели защитников цитадели молодые израильские офицеры приносят присягу.

Добраться до крепости, лежащей на береговом уступе юго-западного берега Мертвого моря недалеко от Арада, можно на машине или автобусе. От поворота к Масаде на автостраде Эйн-Геди - Эйн-Бокек далее около 2 км придется пешком подниматься по извилистой горной дороге (можно поймать и попутку), затем на фуникулере или также пешком по "змеиной тропе" подняться на территорию самой крепости, где с 1963 года ведутся раскопки. Здесь уже обнаружены дворец царя Ирода, синагога, скальные бассейны и водоводы, термы и множество фундаментов жилых и оборонительных построек.

Иерихон

Иерихон (Иерихо, Ариха, Эриха) - один древнейших городов мира, непрерывно населенных человеком (первые следы жизни людей здесь относятся к VIII тысячелетию до н. э.). Расположенный на севере Иудейской пустыни, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима, в наши дни он входит в состав Палестинской автономии.

Руины древнего Иерихона лежат западнее современного города. Здесь открыты мощная башня эпохи неолита, захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что пали от громких труб израильских воинов ("иерихонские трубы"), руины дворца Ирода с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V-VI вв.). У подножия холма Тель-эс-Султан находится источник пророка Элиши (Елисея), который, согласно Библии, очистил его "горькие воды". А в 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд-эль-Малика (VIII-IX вв.). К западу от Иерихона возвышается гора Каранталь (Джебель-Курунтуль), известная из Библии как Сорокадневная, или гора Искушения - здесь, по преданию, Иисус постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас здесь можно увидеть буквально врезанный в скалы православный греческий мужской монастырь Искушения, или Каранталь (Дейр-аль-Курунтуль). Престол его пещерной церкви устроен как раз над камнем, на котором, по преданию, молился Христос. А ученые предполагают, что в окрестных холмах и пещерах скрываются археологические ценности, сравнимые с Долиной Царей в Египте.

Пустыня Негев

Практически весь юг страны (около 60% территории) занимает пустыня Негев - "колыбель еврейского народа". Скалистые горы и лунные кратеры, горы Моав и глубокие каньоны, останки древних построек и археологические находки глубокой древности - все это можно найти на этой земле.

Здесь стоит посетить Беэр-Шева ("колодец семи") - отправной пункт экскурсий по пустыне и место раскопок уникального подземного города, остатки древнего ханаанского города Тель-Арад (самого древнего поселения на территории Синая и Южного Негева) в районе современного Арада, огромный кратер Махтеш-Рамон, оазис-курорт Бен-Бокек и уникальный природный парк Хай-Рамон около Мицпе-Рамона, а также раскопки древних городов Мамшит и Шивта.

Эйлат

На самом юге страны, на побережье Красного моря, окруженный со всех сторон стеной высоких гор и песками пустыни лежит лучший морской курорт страны - Эйлат. Древний Эйлат, носивший имя Эцион-Гевер, располагался на холме Эль-Хулейфа несколько восточнее современного города (сейчас это территория Иордании). Воды Эйлатского (Акабского) залива предоставляют прекрасные возможности для морского отдыха и активного туризма - более 12 км первоклассных пляжей, самые северные в Евразии коралловые рифы, постоянно теплая и кристально-прозрачная вода, геологические чудеса "копей царя Соломона" в природном заповеднике Тимна, единственный в мире Парк библейской дикой фауны, Красный каньон Адом и редкой красоты скалы, обилие зелени и самых современных развлечений.

Можно посетить Подводную обсерваторию (www.coralworld.com) в Марина-парке, Океанариум, Дельфиний риф, Бриллиантовый центр, "Техасское ранчо", аттракцион №1 в Эйлате - "Путешествие в удивительный мир" в отеле Hilton Eilat Queen of Sheba Resort, стрелковый тир в отеле Ambassador - один из самых современных в мире, погрузиться в глубины моря на желтой субмарине "Жаклин" на 47 пассажиров, выйти в море на комфортабельной яхте "Жюль Верн", катамаране "Атлантис-220" или "Корал-Перл".

Можно совершить путешествие на джипах в самое сердце пустыни, к Аммуде-Амрам (Авраамовы столбы), в "черный каньон" Шхорат, к горе Йоаш, ущелью Соломона с его разработками знаменитого "эйлатского камня" или по "красному каньону" Адом. Любителям дикой природы будут интересны коралловый берег пляжа Альмогим, заповедник Хаи-Бар, а любители истории могут посетить иорданскую Петру, монастырь Святой Екатерины на Синае или древнюю крепость Масада.

Эйлат - это ко всему прочему ещё и зона беспошлинной торговли, а рестораны и ночная жизнь города - ночные клубы, дискотеки и шоу - удовлетворят самым взыскательным вкусам.

Город Давида

  

  
Старейший населённый район Иерусалима на месте древнего города периода иевусеев (называвших его Йевус), а также периода Первого и Второго Иерусалимских храмов. Уже в Бронзовом веке был обнесённым стенами городом; согласно традиции, является тем местом, на котором царь Давид построил свой дворец и основал столицу.

Местоположение

Расположен на узком горном хребте, проходящем к югу от Храмовой Горы, вне современных городских стен Иерусалима. В до-Израильский период иевусейский Иерусалим (упоминается в Библии как Шалем и Иевус) был отделён от Храмовой горы незаселённой вершиной холма Офель. После завоевания Давидом город стал расширяться на север и включил в себя вершину Офеля, ставшую под властью Израильского царства местом расположения правительства[1], и нынешнюю Храмовую гору. В период правления Хизкияу/Езекии стены города были раздвинуты к западу, включив ранее не обнесённый стенами пригород — участок к западу от Храмовой горы, ныне известный, как Иерусалимский Старый город.
Иерусалим находился вдалеке от основных торговых путей: «Морского пути» — прибрежной дороги от побережья Газы на север в Финикию и Анатолию — и «Царского пути», дороги, проходившей вдоль Иордана и Мертвого моря. Для Иерусалима оставался один вариант дороги — «Нагорный путь», линия водораздела, проходящая по хребтам Иудейских гор через Негев и на север в Дамаск. Эта линия проходит на незначительном расстоянии от холма Офель.
Основание города на холме, который окружен более высокими холмами (гора Скопус, Масличная гора, гора Сион, холм Армон ха-Нацив), может показаться неоправданным. Других примеров городов, окруженных горами, в Израиле нет — укрепленные города обычно строились на выделяющейся вершине. Однако именно это место сочетало в себе все основные требования для создания города в древние времена.

Кесария Палестинская

   
  
Древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля.

Название города

Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора (кесаря) Октавиана Августа, передавшего ему в дар ранее утерянные иудеями земли.
Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после окончательной утраты Иудеей остатков своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestine (Кесария Палестинская). В русской традиции в качестве имени города использовались названия Цезария и Кесария Палестинская, хотя в некоторых источниках можно встретить и название Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города финикийского поселения Башня Стратона).
История города

История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина III в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, наречённое ими Башней Стратона. В 96 году до н. э. Кесария была захвачена царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение. После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. крепость Стратона вновь становится нееврейским поселением.
В 31 г. до н. э. римский император Август передал поселение иудейскому царю Ироду, который к 10 году до н. э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город. Город, названный Иродом Великим Кесарией в честь кесаря Августа, стал административным центром Римской прокуратуры в Иудее, а также был основной базой римских легионов. В течение первого века н. э. большую часть жителей составляли сирийские греки. Также в городе жило много богатых евреев. Отсюда арестованного апостола Павла отправляют в Рим. Кесария стала основным портом Палестины и часто упоминается в Новом Завете. После падения и разрушения Иерусалима, Кесария стала столицей Палестины, и её епископы пользовались значительным влиянием. В 198 г. там был собор.
Позднее Кесария становится одним из главных церковных центров провинции Палестины Прима. В III—IV вв. н. э. отцы христианской церкви преподавали в школе Кесарии и создавали библиотеку. В этой библиотеке находилось раннее издание Библии на нескольких языках, известное как «Гекзаплы Оригена». Эта рукопись хранилась в Кесарийской библиотеке до 600 г. н. э., когда погибла вместе с библиотекой при пожаре. Также интересно, что Иероним Стридонский видел там оригинальную версию Евангелия от Матфея.
В IV веке на кафедре этой епископии восседал отец церковной истории, Евсевий Кесарийский. Во время крестовых походов Кесария играла важную роль как одна из твердынь страны, но с XIII века началось её падение, и теперь от неё остались одни развалины.
В 1940 году в южной части развалин Кейсарии был основан кибуц Сдот-Ям, а в 1977 году к северу от древнего города был заложен современный израильский посёлок Кейсария.

Национальный парк Кесария

На территории древнего города в наши дни располагается Национальный парк-заповедник Кесария, в котором до настоящего времени проводятся широкие и активные археологические раскопки. В силу изменения уровня моря, большая часть из них производится под водой. Был раскопан римский амфитеатр, который используется и сейчас, городская стена, ипподром, мощеная площадь с гигантскими статуями, остатки синагоги и церквей, а та же множество рукописей, в которых были найдены первые упоминания о Понтии Пилате и Назарете в том числе плита с посвятительной надписью Пилата императору Тиберию.
Сохранились древнейший из обнаруженных на территории Израиля театр, развалины великолепного «Дворца на рифе», амфитеатр царя Ирода (Ицтадион), участки городских улиц римского и византийского периодов, комплекс помещений общественной бани византийского периода с великолепной отделкой, большой искусственный порт эллинской эпохи и укрепленный город-порт арабского периода, руины храмового комплекса, в котором смешались постройки римского, византийского, арабского периодов и эпохи крестоносцев. Интересны также Площадь статуй римского периода, развалины синагоги византийского периода, остатки римской крепостной стены, ипподром (II век н. э.) и фрагменты акведуков.

Стена плача

  

  

Часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.
В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Самый ранний источник, увязывающий евреев со Стеной, датируется 4 веком. С началом Сионистского движения в начале 20 века Стена стала одной из причин трений между еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами.

Местоположение и размеры

Обычно под Западной Стеной понимается 57 метров открытого фрагмента древней стены, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Этот фрагмент выходит фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале и отведён для молитвы. Однако в полную свою величину та часть Западной Стены, которая выступает над землёй, тянется на 488 метров, и на большей протяжённости скрыта за жилыми постройками, возведёнными по её длине вдоль всего склона Храмовой Горы. Другие открытые фрагменты включают в себя южную часть Стены, насчитывающую примерно 80 метров, и ещё один, гораздо более короткий, восьмиметровый фрагмент, известный, как Маленькая Западная Стена, расположенный близ Железных Ворот в Мусульманском квартале Старого Города.
Полная высота Стены от её основания в районе Площади Западной Стены оценивается в 32 метра, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 метров в высоту. Стена состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй. Первые семь видимых слоёв относятся к Иродианскому периоду. Этот фрагмент стены сложен без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтёсанных камней из известняка мелек (мелеке), добытых, возможно, либо из Пещеры Седекии, расположенной под Мусульманским Кварталом, либо из Рамат Шломо в четырёх километрах к северо-западу от Старого Города. Средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, а остальные весят ещё больше — включая один экстраординарный камень, 13 метров в длину и весом примерно 570 тонн, расположенный в северной части Арки Уилсона. Каждый из этих камней на лицевой стороне окружён слегка выступающими прямоугольными филёнками тонкой резки. Сами филёнки насчитывают от 5 до 20 сантиметров в ширину, в то время как их глубина составляет 1,5 сантиметра.
В иродианский период верхние 10 метров стены составляли 1 метр в ширину и служили второй стеной двойной колоннады плато. Эта верхняя часть была декорирована пилястрами, остатки которых были уничтожены, когда в 628 г. византийцы отвоевали Иерусалим у персов и их еврейских союзников.

Происхождение названия

Ранние еврейские тексты упоминают о «западной стене Храма» — однако есть сомнения, имеется ли в виду в этих текстах нынешняя Западная Стена или иная стена, стоявшая внутри Храмового комплекса. Самое раннее еврейское упоминание термина «Западная Стена», явно относящееся к стене, которую мы видим сегодня, датируется 11 веком и принадлежит Ахимаацу бен Палтиелю.
Термин «Стена Плача» является переводом арабского el-Mabka, или «Место Стенаний» — традиционного арабского наименования стены. Это определение происходит от еврейского обычая приходить к этому месту стенать и оплакивать разрушение Храма.
Вот как ответил на вопрос «Почему святыня иудаизма так называется?» Рав Реувен Куклин:
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Божественное присутствие).
На иврите она не называется «Стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — The Western Wall. Её называют так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.
Наименование «Стена Плача» и такие определения, как «место плача», регулярно появляются в английской литературе в течение 19 века. Во французском языке использовался термин Mur des Lamentations, в немецком — Klagemauer.

Храмовая гора

  
  
Обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Высота — 774 метра над уровнем моря. Наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама. На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Названия Храмовой горы

  • Гора Дома (הר הבית, хар хаБайт) — место расположения храма то есть дома, где пребывает В-севышний. Согласно Ишаягу 2,2: « В конце дней утвердится гора дома Б-га над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы.»
  • Гора Мория (הר המוריה, хар хаМория). Как написано в Диврей хаЯмимII 3,1 : «И начал Шломо строить дом Г-спода в Иерусалиме, на горе Мория».
  • Есть несколько толкований значения слова Мория.
  • Указание, учение (הוראה) — так как отсюда исходит учение для всего мира.
  • Благовоние «Мор» -(מור) — так как в Храме воскуряли благовония.
  • Страх (מורא) — так как здесь страшились Б-га.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон)
  • В настоящее время Сионом называют другую возвышенность, также расположенную в Иерусалиме.
  • События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе:
  • Сотворение первого человека Адама.
  • Адам совершил жертвоприношение богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ноах принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам связывает Ицхака.
  • Праотец Яаков видит здесь сон.
  • Царь Шломо построил Первый Храм, простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм, простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).
Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.
Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда.
В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, — вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.
Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида, святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать запрещённую зону.
Вместе с тем, по периметру Храмовой горы располагается зона, в которой, согласно всем мнениям, не располагался Храм. Обход Храмовой горы по периметру, в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций, в частности, Институтом Храма, ассоциацией «Место встречи» и др. Согласно галахе, Заповедь построения Храма должны выполнять ритуально чистые люди, но если таковые отсутствуют, строить Храм имеют право ритуально нечистые.

Местоположение Храма


Традиционно Храм (Святая Святых) располагают на том месте, где сегодня стоит Купол Скалы (Kubbet es-Sachra). Сторонники этой точки зрения опираются на сведения исторических источников, согласно которым Куббат-ас-Сахра перекрыла остатки стоявшего здесь Второго Храма. Наиболее аргументировано и последовательно эта концепция была изложена профессором Лином Ритмейером.

В середине Купола Скалы возвышается на 1,25-2 метра большая скала длиной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Этот камень считается священным и окружён позолоченной решёткой, чтобы никто к нему не прикасался. Считается, что это и есть тот Эвен а-Штия («Камень Основания» или «Краеугольный камень»), о котором в Талмуде говорится, что с него Господь начал Сотворение мира и который помещался в Святая святых Иерусалимского храма. Однако это противоречит тому, что известно о «Краеугольном камне» из еврейских источников. Так, согласно Мишне, он поднимался над почвой всего на три пальца, а видимая теперь скала доходит до двух метров; кроме того, она крайне неровна и заострена вверх и первосвященник не мог бы ставить на неё кадильницу в Йом Киппур.
Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения. В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров..
Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» — небольшой мусульманской средневековой постройкой.
Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.


Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии, которое является основой Ветхого Завета, поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан. Кроме того, в Новом Завете утверждается, что Иисус является прямым потомком царя Давида (Мф.1:17), сын которого, Соломон, основал Первый Храм на этой горе.
Существует поздняя легенда, будто бы Богородица бывала в Святая Святых Храма, но это крайне маловероятно, учитывая особенности строения Храма и ведения здесь религиозной службы. Это также косвенно подтверждается тем фактом, что среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.
Значение Храмовой горы в исламе

 

Иерусалим и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются мусульманами третьими по значению после Мекки и Медины. Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень — это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану, этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной, евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе — ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.
По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.
Во время Шестидневной войны, в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна, флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.
С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.

Всемирный центр бахаи

  
  
Место паломничества и административный центр для последователей веры Бахаи́. Расположен в городах Хайфа и Акко в Израиле. Известен своими садами, раскинутыми на горной гряде Кармель.
Основные объекты Всемирного центра бахаи, включая террасы и усыпальницу Баба, в июле 2008 года были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

В 1868 г., по указу турецкого султана, в гавань у подножия горы Кармель прибыла небольшая группа заключенных. С этого момента и начался отсчет общей судьбы новой религии и священного с незапамятных времен места. Первоначально ссыльные содержались в Акко, но постепенно условия заключения смягчились, отношения с местным населением наладились, и семьи верующих стали селиться в Хайфе и Акко и заниматься различными ремеслами. Семья Бахауллы, основателя веры, также получила возможность жить за чертой Акко, в местности с более благоприятным климатом, и бывать в Хайфе. Постоянно росло число паломников из Персии, Египта, других стран.
После смерти Бахауллы в 1892 г., когда руководство делами веры перешло к его старшему сыну Абдул-Баха, центр Веры окончательно закрепил свое местоположение: усыпальница Бахауллы находится недалеко от Акко, что определяет особое значение этой точки земного шара для верующих бахаи.
В 1909 г., почти через 60 лет после смерти, останки Баба, которого считают посланником бога и предтечей Бахауллы, были перезахоронены в мавзолее на склоне горы Кармель в Хайфе. Расположение усыпальницы Баба было выбрано ещё Бахауллой. В более позднее время над мавзолеем была возведена мраморная надстройка. Подготовка проекта была поручена канадскому архитектору Уильяму Максвеллу (William Sutherland Maxwell), который сумел совместить восточные традиции с западными пропорциями и стилем. Наконец, в 1953 г. все работы были завершены, и широкой публике открылась колоннада с золочённым куполом, которому суждено было стать визитной карточкой Бахайских садов, а потом и всей Хайфы.
21 апреля 1963 года в Хайфе, в доме, в котором когда-то жил Абдул-Баха, впервые был выбран высший управляющий орган религии бахаи — Всемирный дом справедливости. Позже для него было построено специальное здание неподалеку от усыпальницы Баба.
В 1987 г. Всемирный центр Бахаи принимает решение окружить святилище террасными садами, которые служили бы в качестве пути, ведущего к одному из самых святых мест для паломников бахаи. Проектирование и строительство было поручено иранскому эмигранту Фариборзу Сахба. Торжественное открытие комплекса состоялось 22 мая 2001 г. в присутствии официальных лиц государства Израиль, мэрии г. Хайфа и других высокопоставленных гостей.
Сады открыты для посещения каждый день, без предварительной записи, бесплатно. Девятнадцать террас, на которых располагается комплекс садов, образуют единую «лестницу». Рядовым туристам разрешается спускаться по ней, а подниматься могут только паломники-бахаи. Кроме того, в определенные дни предлагаются туры в сопровождении гида на одном из трех языков — иврите, русском или английском.

Бахайские сады

Сады обслуживаются группой из 90 человек, большая часть из которых волонтёры из числа последователей религии. Остальные — опытные садовники. Протяжённость террас сверху вниз около километра, ширина меняется от 60 до 400 м. На строительство было потрачено 250 млн долларов.
Возле святилища намеренно не соорудили скамеек, что не располагает к долгому пребыванию на территории комплекса. Главная причина, скорее всего, то, что бахаи не любят, когда возле святого места начинают есть, пить и использовать мобильный телефон.

Дир-Азиз

  
  
Комплекс исторических построек, относящихся к византийскому, аббасидскому и мамлюкскому периоду, включающий разрушенную синагогу, остатки старых водосборных сооружений и современный бетонный бассейн для источника воды, руины каменных домов древнего поселения.

Расположение

Дир-Азиз находится примерно в 2 км к юго-востоку от мошава Канаф и расположен на расстоянии 6,5 км от восточного берега озера Кинерет. Синагога была построена в середине склона, на западном берегу реки Канаф. На вершине холма над синагогой находятся остатки каменных жилых и хозяйственных зданий. Ниже по склону от синагоги родниковый источник с останками древних каменных водосборов, современная насосная станция, бетонный бассейн, место для отдыха со скамейками и площадками для палаток в красивом зелёном оазисе.

Археология

Первый отчет о синагоге был написан Лоренсом Олифантом, который посетил регион в 1885 году и описал восточный фасад здания, который был музеефицирован и стоял три метра в высоту. Раскопки Дир-Азиза возобновились только после Шестидневной Войны, но израильские исследователи, которые прибыли туда больше не увидели фасада, который, по-видимому, рухнул во время большого землетрясения в 1920 году. В течение первых раундов раскопок, которые проводились в 1979 году археологом Цви Маозом, было установлено, что синагога была основана в начале шестого века. Довольно точную дату здания выяснили из анализа 532 монет, найденных на раскопках, которые чеканились в период с 425 до 518 н. э., свидетельствовали что населенный пункт из ранее эллинистического периода — возможно, со времен Маккавеев, когда Александр Яннай завоевал Голаны в 81 г. до н. э. И ещё более древнее происхождение места подтверждают остатки 11-го века до н. э. гробницы обнаруженой под фундаментом синагоги, что подтверждает заселение территории Дир-Азиза в течение последних трех тысяч лет.

Синагога

Синагога очень хорошо видна на склоне холма. Проходя через небольшой мощеный двор, к восточному входу в синагогу, попадаем в молитвенный зал, разделенный двумя рядами по четыре колонны чёрного базальта на пьедесталах с шарнирными элементами. Северная стена является подпорной, сдерживая грунт холма. С западной стороны имеется два дверных проема, один к бывшей кладовой, что могла бы хранить свитки Торы. Сохранились трех-ступенчатые каменные скамьи, которые расположены со всех внутренних сторон стен, кроме южной.
Отличительной особенностью синагоги в Дир-Азиз является расположение синагогального ковчега вдоль южной (длинной) стены. Такое расположение характерно для синагог на юге Хевронского нагорья, особенно для Сусии  и Эштамоа.. В других синагогах на Голанских высотах Ковчег прилегает к западной (короткой) стене, что позволяет верующим располагаться в направлении к Иерусалиму во время молитвы, как того требует Талмуд.
Архитектурное сходство между Дир Азиз и синагогами на юге Хевронского нагорья, а также осколок арки с надписью на греческом «Азиз», совпадающий с названием еврейского поселения Кфар Азиз, позволили производившему раскопки Бену Девиду прийти к предположению, что причиной уникальных особенностей постройки является миграция населения из одного региона в другой. Однако существует и другое объяснение надписи. Азиз — распространённое семитское имя. Вполне возможно, что основатели синагоги выгравировали имя спонсора, который помог им построить его. Также существует возможность что надпись изначально была частью языческой постройки. Синагога служила сообществу, поселение которое занимало площадь около 30 дунамов во времена византийской эпохи.

 

Заявка на тур

Уже определились, куда хотите отправиться? Или, быть может, ещё нет? В любом случае, мы вам поможем! Наши менеджеры проконсультируют вас и помогут сделать правильный выбор. Отправляйте заявку прямо сейчас, и мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Подать заявку
Агентство Путешествий "ЕВРАЗИЯ" - лидер среди туристических агентств Иркутска. Мы гордимся своим первоклассным сервисом и трепетным отношением к туристам, всегда готовы оказать полную консультацию по туристическим продуктам, помочь в сборе и оформлении документов. Наш опыт, желание постоянно развиваться и совершенствовать свою работу позволили найти большое количество друзей-туристов, которые из года в год радуют нас своими великолепными фотографиями, привезёнными из путешествий, организованных нашим агентством!